ОБЗОР: ФИЛЬМЫ, СЕРИАЛЫ, КНИГИ

воскресенье, 4 октября 2020 г.

Фильм "Dreamlife" Жизнь - мечта! Мечта во сне!

Dreamlife, дебютный фильм Мелвина Моти, - это итог пятнадцати лет артистизма. Этот стилистический волшебный шар вызывает вопросы и сеет приятную путаницу - о снах, сознании, образах, фантазиях и природе фильма.

Фильм "Dreamlife" Жизнь - мечта! Мечта во сне!

Режиссер Мелвин Моти поражает примерно треть Dreamlife. Мы видим пожилого ученого Эмиля (Сэм Лувик), едущего по лесу на машине. Его помощники только что вывели его из подземной пещеры, где он исследовал влияние на человеческое сознание длительной изоляции без естественного ритма дня и ночи. После того, как они получили ненормальные сигналы над землей, они преждевременно прервали миссию. После внезапного спасения Эмиль все еще наполовину онемел в машине и размышляет о времени, которое находится внутри нас, но также и вокруг нас и которое является сутью перемен.

Но мы видели это раньше. И в тот момент, когда вы это хорошо понимаете, солнце становится настолько ярким, что на мгновение превращается в золотисто-желтое зеркальное стекло. Угол камеры поворачивается на 180 градусов, диалоги приглушаются. Мы спускаемся по слегка извилистой лесной дороге в темпе, который замедлился или кажется замедленным, поскольку солнце падает сквозь листву, склоняясь к импрессионизму с мягким фокусом. Единственная квалификация, которая здесь подходит - «мечтательность».

До этой сцены Dreamlife уже работает с хронологией. Мы начинаем с 12-го дня, за которым следует 11-й день, а затем заканчиваем во время, которое должно быть будущим, но не может быть привязано к конкретному дню. С того момента, как мы видим Эмиля над землей во второй раз, мы прыгаем не только туда-сюда по временной шкале, но и между параллельными реальностями, разными состояниями сознания.

Моти основал Dreamlife на реальной истории французского геолога Мишеля Сифра. С 1960 по 1972 год - в разгар космической гонки - он заперся в пещере на несколько месяцев, чтобы имитировать условия во время космических путешествий и исследовать влияние на биоритм человека. Как и Сиффре, Эмиль сводит свою жизнь к жизненно важным функциям, которые он - исследователь и подопытный кролик в одном лице - регулярно и точно отмечает. Он спит с датчиками на голове, которые измеряют его неврологическую активность, и ведет дневник сновидений. Его единственная компания и отвлечение - мышь в клетке по имени Джерри.

Несмотря на свою дисциплину и добровольный распорядок, Эмиль теряет контроль над реальностью - и мы с ним. Бодрствование и сон сливаются, состояние сна и сознание становятся взаимозаменяемыми. Сон происходит во сне, из мозга которого неясно. В трактате о генезисе человеческого сознания в утробе матери утверждается, что неврологическое оборудование, с помощью которого мы воспринимаем, было создано, когда мы были в эмбриональном сне, и что наше сознание, таким образом, фактически является производным от сновидения. Более чем однажды голос за кадром, бормочущий эхом спящего Эмиля, утверждает, что мир вокруг нас - не что иное, как проекция нашего разума. Короче говоря, Dreamlife - это сумма эффекта Дросте и пещеры Платона с хорошей дозой метафизических сомнений и когнитивных парадоксов.

Благодаря своей экспериментальной разработке Dreamlife органично вписывается в список фильмов Beyond Index (2017, Джеральд ван дер Каап), Posolated (2018, Metahaven) и History's Future (2016, Fiona Tan), а также других фильмов голландских художников. программы De Verbeelding. Но первая характеристика Моти также органично вписывается в его собственное творчество, в котором на протяжении пятнадцати лет исследуются отношения между сознанием, временем и пространством. Некоторые из этих работ сопровождают показ Dreamlife в Museum De Pont в Тилбурге и являются хорошим дополнением.


Работа Моти очень концептуальна, но с годами становится все более выразительной. Для E.S.P (K.O. Mortel) с 2007 года одной черно-белой газетной фотографии было достаточно. В нем записан момент сразу после того, как боксер Шугар Рэй Робинсон нанес смертельный удар сопернику Джимми Дойлу в 1947 году, случай, о котором Робинсон мечтал накануне матча, и причина, по которой он неоднократно откладывал титульный бой. Когда тело Дойла теряет сознание на холсте, глаза Робинсона читают ужасающее знание судьбы.

В своих короткометражных фильмах Моти рассказывает более сложные и иногда довольно абстрактные истории. Eigenlicht («Внутреннее Я в космосе») из 2012 года показывает флуоресцентные минералы, которые поглощают ультрафиолетовый свет и преобразуют его в видимый свет. Пленка имитирует скалы, а целлулоид становится источником света. В Prisoner's Cinema свет проходит через цветное стекло окна, расположенного высоко на картине. На аудиозаписи мужчина рассказывает о том, что он видит, о самом фантастическом зрелище, которое он когда-либо видел. Он иллюстрирует неврологический феномен, заключающийся в том, что люди, которые долгое время проводят в темноте, например, заключенные в камерах без окон, начинают видеть пятна света. Гиперактивный мозг становится одновременно и проектором, и экраном.

Взаимосвязь между изображением и воображением, человеческим мозгом и кинематографическими технологиями более подробно исследуется в Dreamlife. Речь идет об отношениях между светом и временем, о сути фильма. Dreamlife начинается с чрезвычайно кинематографического образа, звездного неба, каким мы его знаем из начальной сцены «Звездных войн», но которое также содержит начало и конец всего. В пещере, где находится лагерь Эмиля, природа отмечает ход времени с помощью образований капельного камня, которые возникают из извести, которая откладывается по капле. Здесь доисторический человек записал свое нынешнее время на петроглифах, предполагаемую жертву охоты, и таким образом реализовал первую форму внешнего воображения. И хотя Эмиль пытается укротить время своими измерительными моментами, его переживания того времени в воспоминаниях, надеждах и мечтах ускользают от этой рациональности.

Как по сеттингу, так и по тематике Dreamlife напоминает «Солярис» (1972), фильм Андрея Тарковского об ученом, которого отправили на космическую станцию ​​после сообщений о галлюцинаторных наблюдениях и который в конечном итоге оказался в состоянии, в котором смешались прошлое, настоящее и будущее. Хотя «Солярис» нетипичен для своего жанра, он остается в рамках научной фантастики. Моти, выросший не только на классике, но и на драме Болливуда, часто переключается между стилями и жанрами. Он свободно скрепляет это посредством рифмы в картинках - человек в пещере против мыши в клетке или мерцающие звезды против мигающих огней оборудования. Отрывки, в которых следят за исследователями, почти документальны, объяснения о сознании и космосе образуют поэтическое визуальное эссе, а когда все это угрожает стать слишком тяжелым, анимация дает игривый поворот. В сюрреалистической кульминации фильма Джерри исполняет танец под звуки песни босса-новы.

Эта сцена также является кульминацией изысканного саундтрека, который Моти сочинил сам. Иногда мы слышим не что иное, как звуковые сигналы оборудования или каплю грунтовых вод, но гораздо чаще электронные импульсы и большой набор ударных инструментов. Все они указывают на ритм и тем самым делят время. Они подчеркивают на подсознательном уровне, что время можно отмечать, но не фиксировать. Он сделан из резинки и вмещает сразу несколько реальностей.

Комментариев нет:

Отправка комментария